Президентская программа
исследовательских проектов

“Компьютерное зрение” поможет отслеживать утомляемость операторов в аэропортах и на вокзалах

На фото: старший научный сотрудник СПб ФИЦ РАН Алексей Кашевник. Фото: СПб ФИЦ РАН

Исследователи Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ) РАН создали программное обеспечение, которое при помощи анализа физиологических параметров позволяет выявлять случаи переутомления оператора цифровых систем. Разработка позволяет повысить безопасность таких объектов, как вокзалы, аэропорты, а также предприятия критических важных отраслей экономики. Частично результаты исследования опубликованы в научном журнале Sensors.

Сегодня огромное количество объектов транспортной, промышленной и оборонной инфраструктуры контролируется и функционирует при помощи единых информационных центров с целой командой диспетчеров. Поэтому от работоспособности и физиологического состояния этих сотрудников часто зависит способность обеспечить безопасность таких объектов, как вокзалы, аэропорты, станции метро и промышленные предприятия.

“Мы разработали программное обеспечение, которое при помощи “компьютерного зрения” по ряду параметров позволяет распознать степень утомляемости оператора компьютера. В первую очередь такая программа поможет избежать ошибок и снижения качества работы для специалистов критически важной для общества и государства инфраструктуры”, – рассказывает старший научный сотрудник СПб ФИЦ РАН Алексей Кашевник.

Отметим, что ученые СПб ФИЦ РАН последние несколько лет ведут проект по разработке и внедрению системы Drive Safely для контроля над состоянием водителя с помощью “компьютерного зрения” в целях недопущения аварийных ситуаций (проект РНФ 18-71-10065). Эта программа позволяет распознавать такие состояния водителя, как прием пищи, сонливость, непристегнутый ремень и агрессивность манеры вождения.

В новом проекте исследователи увеличили набор параметров для определения усталости оператора (ранее это была зевота, частота вдохов и выдохов и доля времени в течении которого глаза водителя были закрыты в единицу времени). При помощи специального датчика-трекера ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета и Новосибирского государственного университета успешно провели эксперименты по изучению стратегии глазного движения оператора, которая свидетельствует об утомлении центральной нервной системы. Такая стратегия складывается из целого набора факторов: скорость перемещения взгляда, кривизна его траектории и других.

“Мы научили программу распознавать стратегии по данным с трекера. И сейчас система работает так: мы загружаем в нее собранную информацию. Затем программа ее размечает и анализирует. На выходе получаем суммарную оценку и рекомендации о том насколько сильно оператор нуждается в отдыхе. В ближайшее время мы оптимизируем разработку таким образом, чтобы она могла анализировать данные в режиме реального времени”, – поясняет Алексей Кашевник.

Сейчас научная группа ведет поиск индустриальных партнеров для внедрения системы. Проект поддержан внутренним грантом СПб ФИЦ РАН.


Избранные новости

Возврат к списку