Как победить армаду? Бить по всем фронтам!
Размер этого врага всего лишь несколько миллиметров, но армада, состоящая из его сородичей, уже успела захватить семь регионов Южной Сибири. Нашествие уссурийского полиграфа стало настоящим экологическим бедствием, ведь нападение этого вредителя вызывает практически стопроцентное усыхание лесов в очагах массового размножения. Как же можно победить такого мелкого, но такого коварного врага? Об этом рассказывает научный сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (г. Томск) кандидат биологических наук Иван Андреевич Керчев.
— Дело в том, что существующие сегодня методы защиты от вредителей, живущих не на кронах деревьев, а скрытно, под их корой, например распыление химических веществ с воздуха, оказываются малоэффективными, — говорит ученый. — В ходе исследований мы выделили несколько основных перспективных направлений для контроля над численностью популяции короедов: это акустические методы, феромонное воздействие и использование микроорганизмов, поражающих вредителя.
Вам сигнал!
Любое живое сообщество, будь то млекопитающие или насекомые, имеет свои, особенные способы сигнальной коммуникации. Но если о том, как общаются дельфины или птицы, знают даже дети, то «общение» уссурийского полиграфа — загадка. Это сложно представить, но, оказывается, они тоже обмениваются акустическими сигналами!
— В отечественной науке подобные исследования еще не проводились, но интересные результаты есть у американских коллег: они полагают, что использование определенных звуковых сигналов сможет сократить плотность скопления вредителей на дереве. Чтобы преодолеть естественные защитные механизмы дерева, короеды массово скапливаются на нем, и важно не дать им сконцентрироваться для «массированной атаки», — отмечает Иван Керчев.
Прежде чем пытаться применить на практике биоакустические методы воздействия, необходимо научиться «разговаривать» на языке врага, понимать, в каких именно случаях и какие звуки издает насекомое. В рамках выполнения гранта РНФ (на базе ИМКЭС СО РАН под руководством И.А. Керчева в рамках Президентской программы исследовательских проектов) было проведено более 120 часов записей, следующий, особенно значимый этап — это их дешифровка. Однако уже сейчас можно сделать первые выводы о том, какие звуки, в каких ситуациях своего «социального» взаимодействия издает полиграф, «разговор» это двух самцов или же «беседа» с представителем противоположного пола.
Отдельно следует сказать о том, как были получены эти данные. Сложно себе представить, что в течение многих часов ученые сидели бы под деревом с записывающей аппаратурой в надежде поймать какие-нибудь сигналы. Поэтому было важно максимально точно воссоздать условия жизни вредителей и смоделировать различные ситуации в лабораторных условиях. Для этого используются жуки из природной популяции и специальный садок: внутрь него помещаются срезы пихтовой коры, которые и заселяются насекомыми. Можно приступать к записям!
— Запись сигналов ведется в безэховых камерах, приходится применять бинокулярный микроскоп, потому что очень тяжело наблюдать за столь малыми объектами (длина тела взрослых особей 2,5—3,3 мм. — Прим. ред.) с помощью обычной оптики, — поясняет Иван. — Для самой записи нужно высокочувствительное акустическое оборудование, а для обработки биоакустических сигналов потребовался уникальный софт из США: нам удалось получить от разработчиков лицензию на его использование.
Поэтому довольно скоро ученым из ИМКЭС СО РАН удастся получить бесценный материал, который поможет применить биоакустические методы для защиты зеленых насаждений в населенных пунктах или же пиломатериалов (пока этот метод защиты будет эффективен для борьбы с уссурийским полиграфом только на небольшой территории, куда легко добраться).
Не заслать ли казачка?
Как отметил Иван Керчев, при разработке комплексных методов борьбы с уссурийским полиграфом на обширных территориях тайги нельзя забывать об энтомофагах (недружественных видах-хищниках, большинство из которых составляют насекомые), патогенах и феромонах.
Для передачи информации друг другу жуки также выделяют особые пахучие секреты, и использование специальных феромонных ловушек позволит «обмануть» насекомых и привлечь их в определенное место. Этот метод, в отличие от тех, что касаются использования акустических сигналов, может применяться на больших и труднодоступных территориях.
В рамках двух других реализуемых грантов РНФ и РФФИ удалось узнать, какие именно паразиты и патогены поражают популяцию вредителя-короеда. Искусственное внесение возбудителей микозов (возбудителей заболеваний, вызывающих эпидемии у насекомых) в природные популяции уссурийского полиграфа представляется весьма перспективным, особенно при интеграции этого метода с использованием феромонов. Это позволит «адресно» вести борьбу с отдельно взятым видом вредителя и избежать ситуации, когда страдают другие насекомые.
Помимо разработки комплексных методов борьбы, Иван Андреевич в составе коллектива, в который вошли разные ученые: лесоведы, геоботаники, энтомологи, почвоведы и другие, ведет мониторинг очагов размножения, разрабатывает методику оценки степени пораженности территорий.
— Здесь мы тоже сталкиваемся с ситуацией, когда прежде разработанные методики мониторинга и оценки оказываются малоэффективными, потому что не учитывают всех особенностей объекта. В разных районах Томской области нами был выбран ряд опытных участков для проведения подобных наблюдений, — говорит исследователь.
Выводы неутешительны, уссурийский полиграф — как орда, как саранча, которая уничтожает всё на своем пути. При самом оптимистичном сценарии, после гибели старых деревьев возможно обновление лесных насаждений, но это произойдет минимум через полвека, потому что хвойные леса восстанавливаются крайне медленно. Поэтому нет сомнений, что такого врага, как короед, нужно «бить по всем фронтам» самым современным оружием, созданным нашими учеными!